Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке Национальной Медиа Группы представил очередной ежегодный рейтинг фильмов с высоким социальным эффектом, состоящий из картин вышедших в 2023 г.
Российское кино стали смотреть чаще
Российская киноиндустрия за последние несколько лет совершила рывок вперед, завоевав уважение и внимание своего зрителя. 94% россиян в 2024 году позитивно оценивают качество отечественного киноконтента (высоко+средне). За последний год этот показатель вырос на 6 п.п. Показатель тех, кто оценивает качество российского кино очень высоко, за последние 3 года вырос на 26 п.п.
Отечественному кинопроизводству стали чаще отдавать предпочтение. На это повлияли доступность российского киноконтента благодаря онлайн-кинотеатрам, а также соответствие транслируемых ценностей восприятию мира зрителя и многообразие тематик: от легкой семейной комедии до исторического кино с патриотическими ценностями.
Фильмы-лидеры рейтинга социального воздействия
Анализ 33 киноработ 2023 года с самым высоким социальным эффектом позволил выделить ряд трендов в тематиках, среди них: подростковая тематика, проблема домашнего насилия, поиск себя и героизм простого человека.
Именно эти направления легли в основу сюжетов лидеров рейтинга. В их числе «Доктор», «Русский крест», «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Вызов» и «Трудные подростки-5». Топ-5 объединяет значимое социальное воздействие и широкая аудитория зрителей.
В рейтинге также выделены три лидера по социальному воздействию на узкую аудиторию: «Край надломленной Луны», «Привет, мама» и «Сама виновата».
Также в рейтинг вошли: «Здоровый человек», «Юра дворник», «Снегирь», «За нас с вами», «Кентавр», «Цикады», «Повелитель ветра», «Белый список», «На солнце вдоль рядов кукурузы», «Лунатики», «Нюрнберг», «Не дождетесь», «Воздух», «Крецул», «Плей-лист волонтера», «Бешенство», «Контакт-2», «Крутая перемена», «Кибердеревня», «Мир! Дружба! Жвачка!-3», «Дыхание», «Страсти по Матвею», «Плакса», «Медиатор-3», «1993».
Зрители хотят видеть не только обсуждение социальных проблем, но и примеры их решения
67% респондентов уверены, что кино должно целенаправленно менять людей и общество, развивать позитивные ценности, давать образцы поведения, достойные подражания. Больше половины опрошенных уверены, что кино с социальным воздействием благоприятно влияет на изменения в обществе.
У аудитории выражен запрос к поиску «героя среди нас», ей ценностно отзывается история об обычном человеке, который проявляет героизм в силу обстоятельств. Фильмы с подобным сюжетом позволяют зрителю почувствовать себя героем и дают веру в лучшее в людях.
Отмечается, что с каждым годом растет интерес к трем темам в кинематографе: ценить семью, родителей, детей, друзей (49%); быть патриотом, любить и гордиться своей Родиной (37%); отказываться от плохих привычек, влияющих на качество жизни и здоровье (26%).
Старшему поколению в кино с социальным воздействием больше откликается позитивная повестка. 51% ждет от таких проектов душевного подъема. Столько же опрошенных отдает предпочтение ощущению сочувствия и сострадания от просмотра фильма.
10% упоминают несправедливость, 9% удивление и 8% — стыд. По большей части таких эмоций от кино с социальным импактом ожидает именно молодежь. Тем не менее, глубокая драма в кино с социальным воздействием, как правило, имеет меньший эффект.
Однако оба поколения сближает запрос на реальные истории и легкость повествования. Важно не просто осветить проблему, но и продемонстрировать ее решение. Эти факторы повышают эмоциональную проницаемость сюжета, а она, в свою очередь, усиливает социальное воздействие фильма.
Светлана Баланова, генеральный директор Национальной Медиа Группы:
«НМГ ежегодно проводит исследование социально преобразующего кино, чтобы лучше понимать запрос своей аудитории. Мы видим, что на него есть совершенно четкий запрос. При этом такие важные для аудитории темы, как семейные ценности, дружба, любовь и уважение к своей стране, мы стараемся доносить понятным и эмоциональным языком через талантливо снятые истории. Нам очень важно не только отвечать на сегодняшний запрос нашего зрителя, но и предугадывать темы, которые будут волновать его завтра, именно это позволит продолжить развитие социально-преобразующего контента на российском рынке».
Исследование проводилось в феврале-апреле 2024 года. В опросе приняли участие 1400 респондентов старше 18 лет и 50 экспертов в области кинопроизводства. В рамках исследования были проведены 10 глубинных интервью с экспертами и 2 фокус-группы со зрителями для составления рейтинга топ-33 российских картин с социально преобразующим эффектом. Каждый респондент оценивал влияние фильма на зрителя — от эмоциональной вовлеченности до стимула к изменению поведения. На основе ответов респондентов формировался рейтинг, состоящий из средней оценки работы на онлайн-платформах, который означает широкий охват, и индекса влияния фильма.